Неудивительно, что идея коллективного финансирования
особенно хорошо прижилась в среде музыкантов. Сколько разговоров и споров
ведется вокруг авторских прав, копирайта, свободного распространения музыки.
Многие, как слушатели, так и музыканты, обвиняют лейблы в том, что те душат
талантливые коллективы, не дают развиваться менее коммерчески привлекательным
исполнителям. Слушатели не хотят платить лишние деньги за физический носитель
музыки и красивые обложки (про коллекционеров, конечно, речь не идет),
музыканты хотят получать доход за свое творчество напрямую без посредников,
которым, зачастую, уходит большая часть дохода.
В такой ситуации применение краудфандинга к музыке
напрашивается само собой. В век интернета музыканты могут заявить о себе не
имея больших денег на запись, издание, рекламу альбома. Если музыка нравится
людям — слушатели поддержат исполнителей материально. Музыкантам больше не надо
околачивать пороги звукозаписывающих компаний, а слушатели сами выбирают, какую
музыку они хотят слышать, независимо от тенденций лейблов.
Уличные музыканты, наверное, были первыми музыкантами,
жившими за счет краудфандинга. Но рассмотрим более современную историю.
В 1997 году поклонники британской группы Marillion собрали
60 000$ для проведения тура группы по США. Позже группа использовала
коллективное финансирование своих фанатов для записи нескольких альбомов.
Maria Schneider |
Среди всех нишевых краудфандинговых сервисов больше всего
именно музыкальных. Самый первый — ArtistShare — тоже для музыкантов. Кстати, проекты, размещенные
на ArtistShare, имеют
большой успех. Они получили уже 5 премий Grammy и 15 раз были на нее номинированы.
Музыкант и композитор Maria Schneider получала Grammy дважды, в
2005 и 2008. В 2005 ее альбом стал первым в истории Grammy награжденным
альбомом, которого не было в розничной продаже.
Вслед за ArtistShare появились такие сервисы, как PledgeMusic и Sellaband, посвященные только
музыкантам, а также на других всемирно известных краудфандинговых сервисах
музыка является одной из лидирующих по популярности категорий.
Обложка альбома In Rainbows, Radiohead |
Широко известен опыт Radiohead. В 2007 они выпустили альбом “In Rainbows” без поддержки
лейбла. При скачивании этого альбома слушатели могли заплатить любую цену,
которые считали уместной.
Британская компания My Major Company — это вообще краудфадинговый
лейбл. My Major Company отличается от того же ArtistShare. Во-первых, поклонники музыкантов не просто жертвуют деньги
группе, а становятся инвесторами — то есть имеют свою долю в будущей прибыли
группы. Во-вторых, My Major Company не просто дает возможность собрать деньги, но работает как
настоящий лейбл, то есть, участвует в процессе записи и раскрутки. Громких
наград музыканты этого лейбла пока не получали, но цифры My Major Company не
такие уж и скромные: отдельные группы собирали более 50 000 фунтов, продано почти полутора миллиона альбомов,
свои деньги вложило почти 170 000 человек, а сумма всех инвестиций переросла 5
миллионов фунтов.
У нас в стране тоже есть интересные примеры музыкального
краудфандинга.
Би-2 |
Группа Би-2 записала в 2011 году альбом Spirit при
активном содействии поклонников. Перечислив определенную сумму, поклонник
получал награду, соответствующую этой сумме — за 1000 рублей фанату доставался
«билет» на гарантированное получение альбома и приглашения на презентацию
альбома, а за 250 рублей можно было получить альбом в виде мобильного
приложения. Музыканты не говорят, сколько же в итоге денег они собрали таким
способом, но альбом в декабре 2011, а в 2012 музыканты отправились в тур в
поддержку Spirit.
Но особого внимания заслуживает проект Kroogi, стартовавший в ноябре 2008 года.
Принцип проекта — «Заплати, сколько считаешь нужным». На Кругах получают
поддержку разные творческие проекты, но известность он приобрел преимущественно
из-за музыки. На Кругах можно скачать за «донейт» альбомы таких исполнителей,
как «Аквариум», Настя Полева (Группа «Настя»), Евгений Гришковец, Tequilajazzz,
Маша и Медведи, Инна Желанная, Смысловые галлюцинации,
Flёur, Ю-Питер и многих других.
Для записи своего дебютного альбома молодая группа Zorge так
же собирала деньги поклонников на Кругах. Скинулись 588 человек на общую сумму
больше 10 052,1$. Альбом был успешно записан.
Создатели и музыканты отмечают, что каждый 6 скачивающий
пользователь платит за него. В частности, Борис Гребенщиков считает, что «суммы,
которые получаются благодаря распространению музыки через Kroogi, могут через
пару лет оказаться сравнимыми с тем, что платят русские выпускающие фирмы».
Борис Гребенщиков |
Безусловно, краудфандинговая модель финансирования в музыке
имеет огромный потенциал. Слушатели голосуют рублем за понравившуюся музыку, а
исполнители имеют возможность создавать то, что им нравится, не подстраиваясь
под формат лейблов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий