четверг, 26 апреля 2012 г.

Краудфандинг — новое слово для старого явления


Формальное определение краудфандинга можно найти уже и на русскоязычной википедии:
Краудфа́ндинг (народное финансирование, от англ. сrowd funding, сrowd — «толпа», funding — «финансирование») — это коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций.

Но что такое краудфандинг на самом деле?

Первая ассоциация современных гиков и просто продвинутых завсегдатаев Интернета, вероятно, связана с Kickstarter или проектом «РосПил». Но коллективное финансирование возникло намного раньше Интернета.  И большинство из нас, если не все, не только слышали про это явление, но и сталкивались с ним на практике.


Когда компания друзей скидывается на подарок на день рождения общему другу — это тоже своего рода краудфандинг. А если вспомнить выражение типа «построенный на народные средства», то становится ясно, что краудфандинговая модель финансирования существует с незапамятных времен.

Уличные артисты пару сотен лет назад получали доход именно благодаря народному финансированию.

История развития коллективного финансирования и его становления уходит корнями в глубину веков, однако, стоит признать, что растущая популярность краудфандинга обусловлена именно Интернет проектами. 

Что же это за проекты? Самый, пожалуй,  известный на данный момент краудфандинговый сервис –KickStarter. Это американский проект, цель которого поддержать интересные креативные решения во всех областях жизни.  Происходит это так: какой-нибудь человек-с-великой-идеей описывает, что же он хочет сделать и сколько ему нужно для этого денег. Все остальные посетители Kickstarter, которым эта идея понравилась, скидывают деньги, от 1$ до бесконечности – кому сколько не жалко. Если человек-с-великой-идеей набирает необходимую сумму (а зачастую, проекты набирают намного больше, чем изначально требовалось), то после выполнения своего проекта он дарит поддержавшим какую-нибудь «награду».

Что же это за великие идеи? Что угодно творческое, новое и интересное. Компьютерная игра, подставка под iPhone, комикс, необычный девайс. 

Также к краудфандинговой модели финансирования все чаще прибегают музыканты. Для музыкантов, не получивших поддержку крупных звукозаписывающих лейблов, краудфандинг — это реальная возможность заявить о себе, а для уже состоявшихся исполнителей краудфандинг оказывается выгодной формой заработка.  

Краудфандинговой моделью финансирования пользовались как молодая российская группа Zorge, так и известные и популярные во всем мире Radiohead. Популярные сервисы для музыкантов – это, например, ArtistShare, PledgeMusic или наш российский проект Kroogi.

Коллективное финансирование применяется и в политике — президент США Барак Обама именно таким способом собирал деньги на свою предвыборную кампанию.

И конечно, самый очевидный путь использования народного финансирования — это благотворительность. Ведь в какой еще сфере жизни множество незнакомых между собой людей готовы жертвовать деньги (время, силы, ресурсы) для кого-то, кого они никогда не видели, но при этом сочувствуют?

Если вы все еще думаете, что краудфандинг — это просто развлечение, и к настоящему финансированию он имеет посредственное отношение, возможно, немного цифр вас переубедят =)
Например, проекты KickStarter к настоящему моменту собрали больше 175 миллионов долларов, группы, записывающие на британском краудфандинговом лейбле My Major Company собирали и больше 50.000$ и даже больше 100.000$, а наш российский РосПил собрал больше 8 миллионов рублей за полгода.

Краудфандинг развивается огромными шагами, эта модель финансирования привлекает простотой и открытостью. Западный рынок краудфандинга увеличился втрое только за последний год, коллективное финансирование вовсю появляется  в рунете.  

В следующей статье мы рассмотрим принципы краудфандинга, которым необходимо следовать, чтобы эта модель заработала.

Комментариев нет:

Отправить комментарий