суббота, 28 апреля 2012 г.

Основные принципы успешного краудфандингового проекта


Сервисов и проектов, использующих краудфандинговую модель, постоянно становится всё больше.

Некоторые собирают сотни тысяч долларов, некоторые так и остаются на нуле. Почему же в одних случаях коллективное финансирование работает прекрасно, а в других не работает вовсе (кстати, принцип «всё или ничего» вообще часто встречается в краудфандинге)?

Существует множество факторов, влияющих на успех проекта, начиная от маркетинга, заканчивая банальной удачей (или неудачей).  Но есть 7 основополагающих принципов, которым нужно следовать всем краудфандинговым проектам. 


0. Даже не первый, а основной (поэтому он в списке под номером ноль=)) принцип успешности краудфандингового проекта интерес большого количества людей к одной проблеме.

 

На первый взгляд этот пункт кажется откровением капитана Очевидность. Но сама мысль стоит того, чтобы в нее вдуматься.

С успешными проектами в благотворительности, музыке, играх всё понятно - такие вещи всегда собирают много поклонников. А как быть с проектами типа «скиньте денег на корм хомячку»? Причина популярности таких проектов похожа на причину популярности флешмобов. Люди чувствуют потребность сделать что-то необычное, веселое, несерьезное   just for fan. Скучные, банальные, вторичные идеи не получат поддержки, даже если объективно они полезны. Следовательно, следующий принцип успешного краудфандингового проекта 

1. Эмоциональная вовлеченность участников.

 

краудфандинговый проект должен вызывать восторг
Это значит, что идея должна затрагивать чувства тех, кто будет скидываться. Если брать заказ в складчину программного модуля, может показаться, что вовлечение участников определяется только личной выгодой и желанием сэкономить. Но всё же это не так краудфандинговая модель не предполагает мгновенного получения результата, и вообще, не дает никаких гарантий его достижения. Так что без эмоциональной вовлеченности ничего не получится. Из этого пункта следует принцип 

2. Получение награды.

 

На KickStarter все пожертвовавшие пользователи получают так называемые «награды». Если человек собирал деньги на издательство книги комиксов он дарит всем скинувшимся по экземпляру этой книги.  Российская рок-группа БИ2, собиравшая среди поклонников деньги на запись альбома, устраивала для скинувшихся закрытую презентацию альбома.  Люди, жертвующие на благотворительность получают награду в виде морального удовлетворения от помощи.

Но одной перспективы получения награды мало.  

3. Должна быть четкая и конкретная цель всего мероприятия.

 

Все участники акции должны понимать, есть ли у сбора денег практический смысл. Поэтому в краудфандинговых проектах обозначена конечная сумма. Если этой суммы не объявлено, то скидывающиеся просто не могут оценить ни реализуемость идеи, ни серьезность намерений автора.

На западных краудфандинговых сервисах есть понятие funding goal минимальная сумма, которая должна быть собрана. Если проект ее не набирает, он не получает ничего. Кстати, проекты обычно набирают больше этой суммы =).

Вот мы и подошли к одному из самых важных пунктов: 

4. Доверие.

 

доверие в краудфандингеВам нравится идея нового журнала, вы хотите скинуть пару долларов на благое дело… И тут возникает одно важное «но» а где гарантия, что автор идеи не прогуляет все собранные деньги на турецком пляже?

Если деньги собирает проект не с мировым именем (вроде википедии), то стопроцентных гарантий дать, увы, не может никто.

Но авторы проектов и сервисов могут повысить процент уверенности пользователей.

Один из надежных и простых способов повысить доверие обеспечить верификацию всех счетов и кошельков для сбора денег. Практически все платежные системы дают возможность подтвердить, что владелец кошелька реален и он не мошенник. А если сбором занимается коммерческая организация она просто обязана дать все свои реквизиты, по которым ее может легко проверить любой человек.

Практические все краудфандинговые сервисы позволяют пользователям вернуть деньги, если необходимая сумма так и не собралась. Это не повышает доверия к авторам отдельных идей, но если люди доверяют сервису, то это уже большой плюс.

Очень сильным фактором повышения доверия проектов является поддержка известных личностей. На всех благотворительных мероприятиях обычно фигурирует какая-либо знаменитость. Но не обязательно искать поддержки у кинозвезд. Если вы собираете деньги на программу под линукс, одобрение уважаемого участника linux.org.ru существенно повысит доверие к вашему проекту =). 

5. Тесно связан с доверием другой важный принцип полная прозрачность сбора денег.

 

Скинувшимся людям важно видеть, что их деньги поступили на счет получателя. И не менее важно видеть, куда эти деньги ушли. Если львиную долю бюджета внес спонсор пользователи тоже должны это знать. Это не только повысит доверие к проекту, но и воодушевит скидывающихся.

Любые попытки скрыть и завуалировать движение денежных средств в краудфандинговом проекте будут вызывать не самые приятные чувства у скинувшихся. А это убьет желание поддерживать проект (см. пункт1) . 

6. И последний важный принцип, о котором часто забывают удобство.

 

Да, именно удобство внесения платежей. Многим может понравится идея робота-паука, но никто не поддержит ее, если это будет требовать слишком больших усилий.  Если есть удобная кнопка для перевода денег ее нажмут, если нет никто не пойдет в банк стоять в километровой очереди, чтобы внести свои 100 рублей. Эта идея  очевидна, но, к сожалению, часто приходится сталкиваться с пренебрежением к комфорту посетителей сайтов, потенциальных клиентов, благотворителей. Так что просто не забывайте об этом.

В следующих статьях мы разберёмся, как обеспечивать выполнение этих принципов на практике.

Комментариев нет:

Отправить комментарий